Фарфор для меня начался с того, что Раис Хаяльдинов, брат однокурсника по Суриковскому, попросил слепить несколько моделей сувениров к Новому 1993 году... благо - мастерская его рядом, технология кобальтовой росписи поставлена, есть печи для обжига. Близился год Петуха, мой зодиак - слепил петухов и куриц. Сами сняли формы, наотливали заготовок, обожгли. В несколько рук с друзьями расписали. И сдали в продажу. Попробовал и я. Понравилось! Понравилось - что игрушки, что "как-бы-в-шутку", что всё в один цвет, т.е. графика, понравилось что изображение на объёмной поверности, как в любимой монументалке. Понравилась техника мазка в подглазурной росписи, позволяющая одним махом кисти изображать простые формы.
Работа увлекла, и мы с Раисом вознамерились тотчас, не мешкая, переплюнуть традиционные брэнды, пользовавшиеся тогда большим спросом у иностранцев... Что нам Гжель!!!))) Раис настраивал на эксперименты и поиски, осваивал по книжке техники и приёмы, подогревал естественное желание делать не "продукцию", не тираж, но нечто именно "авторское", уникальное. Я сделал ещё серию моделей (это были посленовогодние "Зодиаки"). Расписали и их.
Пробовали тогда и декорирование золотом, и прорезной фарфор, и лепной, и безглазурный бисквит... В отсутствии палитры фабричных красок разработали собственную - из пигментов и всего, что не горело при 1300 градусах обжига. Точили из липы модели шкатулок, посуды, делали новые новые пробы.

Тогда же, по мотивам шкатулки-домика художника Туркина, занесённого с прочими гжельскими формами, я слепил первые собственные домики и фигурки человечков к ним. Домики назвали "Домиками", человечков - "Жителями". На них опробовал принцип изображения иллюзорного пространства на поверхности фарфорового черепка и совместимости и со-масштабности всего изображаемого, что впоследствии позволило отдельно исполненные предметы собирать в разнообразные смысловые группы в витрине выставок. Каждая модель, благодаря скруглённости поверхности, позволяла почти любое изображение, таким образом бесконечно расширяя возможности каждой модели и проекта вцелом. Общей темой стала любимая русская провинция.
Тогда, летом 1993 года, сначала в кобальтово-синем исполнении, появилась первая группа - "Деревня" (один домик-шкатулка, один - сарайчик-шкатулка, одна - церквушки, и к ним 10 моделей "жителей".

Но синей эта деревня оставалась недолго. Как раз созрела в экспериментах сбалансированная цветная уже палитра. Выработанные ранее принципы росписи были применены теперь уже к цветному изображению. Мы перешагнули Гжель отправились в абсолютно автономное плавание.

На пожар

Лесом

Братцево

Коллекция разрасталась, подпитываемая образами детства. "Деревня" с новыми каменными постройками купеческих домов и дворянских усадеб закономерно обрела статус "Городка"..., с рынком, станцией, и новыми, городскими уже персонажами обитателей. Не то чтобы всё делалось целенаправленно именно к этому. Нет. Просто рисовал то, что интересно, постройки и сюжеты, толпящиеся в памяти... И это как-то само собой складывалось в целое. Не всё. Некоторые предметы в коллекции до сих пор живут особняком, не нашли подходящей компании, ждут. Выпадая из основного потока стилистически, сюжетно, хронологически. Ну лежат себе и лежат. И пусть лежат.

Рынок

Площадь

А Городок всё рос и рос, и к персональной выставке в Оружейной Палате Московского Кремля в 1999 году обзавёлся своим собственным "Кремлём"... Условно - Московским, т.е. с некоторыми как правило не главными, и отчасти даже утраченными уже в истории, постройками... но с узнаваемой вполне стеной, Кутафьей и другими башнями и Царь-колоколом. Он стал вполне себе "Городом", даже - столицей.
Раис с младшим братом к тому моменту совсем отошёл от дел, увлекшись таким новым тогда делом - компьютером... впоследствии он успешно работал в издательствах. А всё хозяйство мастерской таким образом со всеми техническими и жизненными проблемами осталось уже целиком на мне. Тогда показалось, не протяну больше года. Тем более, что идея проекта в основном была, как тогда казалось, осуществлена. Собственно, опасения насчёт трудностей не были напрасными..., но как-то потихоньку, не шатко ни валко, вопреки, дело-то шло себе и шло... и идеи всё не кончались.

Кремль

Большой город 2

Дворник

Вечер. Каланча.

Не все рождающиеся сюжеты укладывались в рамки зимнего Города. Кое-что из просившегося наружу могло происходить только летом. Почему-то такие идеи особенно обильно родятся в самом конце зимы. Тянет к солнышку, на природу..., на дачу, на речку, по грибы.... Расписанные летними сюжетами предметы стали собираться естественным образом в группы вокруг церквушки и усадьбы, впоследствии став "Поместьем"... Для точности - коллекцией "Поместье. Лето". Туда посыпались утешительные полдневные истории у пруда или реки - с купающимися, рыбаками, гусями, скотиной на водопое... Или сюжеты летнего крестьянского труда - от покоса до уборки картошки.... Или прогулки господ в старом парке... В общем - лето как лето. Чего тут рассказывать?!)

Пруд. Гуси

Деревня

Свинья и картошка

Старички

Господское поместье

Крестный ход

Одна из последних затей - группа "Старая фабрика". Всяческое промышленное производство, от купеческих мануфактур до промзон 20-го века. Эта идея пока в работе, в самом начале..., но уже открываются новые увлекательные возможности. С бригадирами и засаленными работягами, прокопчёными цехами, железными воротами, дымящимися заводскими трубами, терриконами угля и штабелями брёвен, конвейерами, паровозами в депо........, глядишь, и до аэропланов со временем дело дойдёт..., а там - и до космонавтики! Ведь всё это сейчас уже воспринимается как старая-престарая история, уходящая под воду как небывалый Китеж... а значит, пока есть живые свидетельства - достойная того, чтобы быть рассказанной и выслушанной даже из нашего сегодня... и, надеюсь, тем более любопытной - из неизвестного нам завтра.

Уголь

Со смены

Обед

Диггер

Фабричный квартал

Вокзал (комбинированная группа из коллекций "Дом" и "Город")

Бесплатный хостинг uCoz