Фарфор для меня начался с того, что Раис Хаяльдинов, брат однокурсника по Суриковскому, попросил слепить несколько моделей сувениров к Новому 1993 году... благо - мастерская его рядом, технология кобальтовой росписи поставлена, есть печи для обжига. Близился год Петуха, мой зодиак - слепил петухов и куриц. Сами сняли формы, наотливали заготовок, обожгли. В несколько рук с друзьями расписали. И сдали в продажу. Попробовал и я. Понравилось! Понравилось - что игрушки, что "как-бы-в-шутку", что всё в один цвет, т.е. графика, понравилось что изображение на объёмной поверности, как в любимой монументалке. Понравилась техника мазка в подглазурной росписи, позволяющая одним махом кисти изображать простые формы. |
Тогда же, по мотивам шкатулки-домика художника Туркина, занесённого с прочими гжельскими формами, я слепил первые собственные домики и фигурки человечков к ним. Домики назвали "Домиками", человечков - "Жителями". На них опробовал принцип изображения иллюзорного пространства на поверхности фарфорового черепка и совместимости и со-масштабности всего изображаемого, что впоследствии позволило отдельно исполненные предметы собирать в разнообразные смысловые группы в витрине выставок. Каждая модель, благодаря скруглённости поверхности, позволяла почти любое изображение, таким образом бесконечно расширяя возможности каждой модели и проекта вцелом. Общей темой стала любимая русская провинция. На пожар Лесом Братцево Коллекция разрасталась, подпитываемая образами детства. "Деревня" с новыми каменными постройками купеческих домов и дворянских усадеб закономерно обрела статус "Городка"..., с рынком, станцией, и новыми, городскими уже персонажами обитателей. Не то чтобы всё делалось целенаправленно именно к этому. Нет. Просто рисовал то, что интересно, постройки и сюжеты, толпящиеся в памяти... И это как-то само собой складывалось в целое. Не всё. Некоторые предметы в коллекции до сих пор живут особняком, не нашли подходящей компании, ждут. Выпадая из основного потока стилистически, сюжетно, хронологически. Ну лежат себе и лежат. И пусть лежат. Рынок Площадь А Городок всё рос и рос, и к персональной выставке в Оружейной Палате Московского Кремля в 1999 году обзавёлся своим собственным "Кремлём"... Условно - Московским, т.е. с некоторыми как правило не главными, и отчасти даже утраченными уже в истории, постройками... но с узнаваемой вполне стеной, Кутафьей и другими башнями и Царь-колоколом. Он стал вполне себе "Городом", даже - столицей. Кремль Большой город 2 Дворник Вечер. Каланча. Не все рождающиеся сюжеты укладывались в рамки зимнего Города. Кое-что из просившегося наружу могло происходить только летом. Почему-то такие идеи особенно обильно родятся в самом конце зимы. Тянет к солнышку, на природу..., на дачу, на речку, по грибы.... Расписанные летними сюжетами предметы стали собираться естественным образом в группы вокруг церквушки и усадьбы, впоследствии став "Поместьем"... Для точности - коллекцией "Поместье. Лето". Туда посыпались утешительные полдневные истории у пруда или реки - с купающимися, рыбаками, гусями, скотиной на водопое... Или сюжеты летнего крестьянского труда - от покоса до уборки картошки.... Или прогулки господ в старом парке... В общем - лето как лето. Чего тут рассказывать?!) Пруд. Гуси Деревня Свинья и картошка Старички Господское поместье Крестный ход Одна из последних затей - группа "Старая фабрика". Всяческое промышленное производство, от купеческих мануфактур до промзон 20-го века. Эта идея пока в работе, в самом начале..., но уже открываются новые увлекательные возможности. С бригадирами и засаленными работягами, прокопчёными цехами, железными воротами, дымящимися заводскими трубами, терриконами угля и штабелями брёвен, конвейерами, паровозами в депо........, глядишь, и до аэропланов со временем дело дойдёт..., а там - и до космонавтики! Ведь всё это сейчас уже воспринимается как старая-престарая история, уходящая под воду как небывалый Китеж... а значит, пока есть живые свидетельства - достойная того, чтобы быть рассказанной и выслушанной даже из нашего сегодня... и, надеюсь, тем более любопытной - из неизвестного нам завтра. Уголь Со смены Обед Диггер Фабричный квартал Вокзал (комбинированная группа из коллекций "Дом" и "Город") |